Введение в сюрикен-дзютсу и краткая история искусства.

 

Введение.

Слово сюрикен, составленное из иероглифов  "сю", "ри" и "кен", буквально переводится как "лезвие скрытое в руке". Существует расхожее неверное  представление, что эти иероглифы означают "рука бросающая лезвие", но иероглиф "ри" составлен морфемой (смысловой компонент) "и" как в слове одежда, в смысле покрытия чего-либо, также как и фонема (звуковой составляющей) "ли",  вместе представляющих идею "перемены, движения назад, или быть охваченными". Ри также читается в кун йоми как ура, что людям, имеющим отношение к боевым искусствам, знакомо по выражениям типа "ура ваза" в противоположность "омотэ ваза". В комбинации с первым иероглифом, "сю-ри" означает "скрытый в руке, или в ладони". "Кен" означает лезвие, и пишется тем же самым иероглифом как в словах бокен, или синкен, следовательно, получается "лезвие скрытое в руке".

Существуют два основных типа сюрикенов: бо сюрикены, которые являются длинными, тонкими  цилиндрическими стержнями, различной формы и толщины, и сякены, которые сделаны из плоских металлических дисков. Сякены далее классифицируются как хира сюрикены, многолучевой, звездообразной формы, и сенбан сюрикены, которые являются прямоугольной или квадратной формы лезвиями, делавшимися из металлических пластин подкладывавшихся под шляпку гвоздя при строительстве традиционных Японских зданий. Существует также 3-ий тип, называемый тепан, который является более крупной версией сенбан, некоторые до 20 см по ширине, делавшиеся также из пластин подкладывавшихся под гвоздь, но можно  ли их классифицировать, как сякены вызывает  в настоящее время большое сомнение.

Основные техники метания сюрикенов несколько различаются в разных школах, главные образом из-за формы их лезвий и методов использования.

Происхождение.

Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду,  бросая камни в  живых существ, получили развитие идеи о технике броска. Изучение развития метания предметов на протяжении всей истории человечества было бы делом почти невозможным, поэтому в этой статье внимание главным образом будет уделено тщательно отточенной традиционной японской технике метания оружия цилиндрической формы.

Самый ранний Японский трактат, Кодзики (около 600 г. н.э.), содержит упоминание о том, как принц Ямато-Такеру бросает цилиндрический овощ в глаз белого оленя, чтобы его убить. Нихон Соки (также около 600 г  н.э.) упоминает бросающее камни оружие называемое исихаджики, но возможно это была праща. Другой древний трактат, Мануеси, описывает метание стрел. Осака Гунки (военные записи Осаки) содержат отрывок, в котором говорится: "Тадамаса защитился от противника,  тем, что выхватил свой вакидзаси и метнул его, как будто это был сюрикен." Рассказывается, что позже Тадамаса создал первый стиль сюрикен-дзютсу - Танто-гато, получивший свое название от короткого меча.

Ган Рю, или Ганритсу Рю.

Не вызывающее сомнений раннее упоминание о метании лезвий можно обнаружить в документах Ганритсу Рю, школы основанной Матсубаяси Хеньюсай, профессиональным фехтовальщиком состоявшем на службе у 18-ого дайме Матсухиро в Каней, около 1624 года. Эта школа стала основой Катоно, или Изу Рю, созданной самураем из Сендай, по имени Фудзита Хирохидэ Катоно, также известным как Катоно Изу, который был учеником Матсубаяси. Он стал пионером в использовании метательных игл (около 10 см в длину и весивших порядка 20 граммов), некоторые из которых он носил в своих волосах. Иглы зажимались между средним и указательным пальцами и бросались подобно современной стрелке в глаза нападавшего. Рассказывалось, что он мог бросить две иглы одновременно в изображение коня, поражая соответственно каждое из копыт. Весьма возможно, что эта техника была скопирована или привезена из Китая, поскольку она похожа на технику метания китайской стрелки называемой "пию".

Влияние  Китая не следует отрицать, поскольку искусство китайского Кунг Фу также имеет долгую традицию метания оружия. Помимо "пию", бывших в употреблении во время династии Сонг (960-1127 гг. н.э.),  также существовала техника Ло Хан Ц'ин, техника метания монет ("ц'ин" – монета). Эти монеты затачивались и использовались в качестве метательного оружия с очень ранних времен, и они вполне могли быть предшественниками сенбан сюрикен.

Энмей Рю.

Считается, что известный мастер фехтования Миямото Мусаси также был основателем этой школы, которая использует метание 40 сантиметрового лезвия, по всей видимости, танто, или ножа. Существует история поединка между Мусаси и Сисидо, мастером кусари-гама, серпа и цепи, предназначавшихся специально для того, чтобы противостоять мечу самурая. Как только Сисидо бросил свою цепь, Мусаси метнул кинжал и нанес ему смертельный  удар в грудь.

Сираи Рю.

Сираи Рю была основана Сираи Тору Йосиканэ, родившемся в 1783 году в Окаяма. Когда ему было 8 лет он начал изучать фехтование под руководством Ида Симпатсиро из Кидзи-рю, а в 14 лет переехал в Токио и ежедневно обучался у Наканиси в школе меча Итто Рю, и начал преподавание в Окаяма в возрасте 23 лет. В течение девяти лет его известность росла, и он тренировал более 300 учеников, но, тем не менее, продолжал сомневаться в своих способностях. В дальнейшем он неоднократно возвращался в Эдо, чтобы обучаться у своих наставников, пока в конечном итоге не достиг в каком-то роде просветления и не примирился со своей техникой. После этого, он добавил слово Тенсин к названию своей школы, таким образом, ставшей известной как Тенсин Итто Рю. Техника метания лезвия, которую он преподавал, стала известна как Сираи Рю. Согласно Сатоси Сайто Сэнсею, сегодняшнему главе школы Негиси Рю, искусство Сираи Рю было утеряно, и никого занимавшегося им не осталось в живых, и поэтому после тщательного изучения ему пришлось его восстановить. Теперь техники Сираи Рю преподаются Сайто Сэнсеем  как часть обучения Негиси Рю. (1)

Сюрикен Сираи Рю - металлический прут от 15cm до 25 см  длинной и около 5-6 мм в диаметре. Он заострен с одного конца и закруглен с другого. (См. рис. 1-2)

 

 

Рис. 1. Сюрикены Сираи Рю.

 

 

Рис. 2  Сюрикены Сираи Рю.

Из собрания Чарльза В. Грузански (фотографии публикуются

с любезного разрешения его сына  Роберта К. Грузански)

 

Негиси рю.

Негиси Рю была основана Негиси Нобунори Сореи, вассалом Дзосю Аннака в последние годы сегуната Токугава. Негиси стал учеником Кайхо Ханпеи, второго главы школы фехтования Хокусин Итто Рю, после многообещающего показа использования синаи будучи еще ребенком. Он изучал  и другие школы фехтования мечом типа Араки Рю и копьем Осима Рю. В конечном счете, он стал главой Кайхо Рю, и позже преподавал в течение нескольких лет. Когда после Реставрации  Мейдзи ношение мечей было запрещено, он стал фермером, и скончался в 1904 году.

Основная форма лезвий в Негиси Рю – цилиндрический стержень, имеющий утолщенную головку и хвост, подобно авиационной бомбе (См. рис. 5). Они весят около 50 граммов, и иногда имеют кисточку из волос или хлопка, привязанную к хвосту, чтобы обеспечить прямой полет.

 

 

Рис. 5. Сюрикены Негиси Рю.

 

 

Рис 6. Сюрикен Негиси Рю с привязанной к хвосту кисточкой.

Из собрания Чарльза В. Грузански (фотографии публикуются

 с любезного разрешения Роберта К. Грузански)

 

Другие стили и типы сюрикенов.

Существуют другие менее известные стили сюрикен-дзютсу, и огромное разнообразие форм лезвий. Вот еще несколько примеров.

Мейфу Синкаге Рю Сюрикен-дзютсу.

Я не знаю ничто об этом стиле, но в настоящее время пытаюсь его исследовать. Подозреваю что сведения о нем можно найти в одной из школ  вышеупомянутого Синкаге Рю Дзю Дзюдзютсу... Существует видеофильм об этом стиле боевого искусства.

Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю.

Этот стиль - один из наиболее известных  в боевых искусствах Японии, с долгой и выдающейся историей. Это - сложное искусство, использующее кроме меча многие другие виды оружия, включая сюрикен. Как и во многих других школах, сюрикен-дзютсу преподавалось здесь как часть техник фехтования. Существует описание двух различных лезвий. Одно из них - хаси, в форме "лезвия топора", квадратный в сечении стержень, заостренный с одного конца и утолщенный с другого (см. рис. 10). На рис. 9 показана другая версия (шестиугольник слева от рисунка дает представление о форме и толщине его хвостовой части).

 

 

Рис. 9. Сюрикен известной школы фехтования Катори Синто Рю.

 

 

Рис. 10. Сюрикены Катори Синто Рю (Л и M), и Иккю Рю (R).

 

 

Татсуми Рю.

Эта школа – всеобъемлющее боевое искусство, основанное Татсуми Санкё примерно в середине 15 века, и все еще существующая сегодня. В ней представлен полный набор оружия, включая сюрикен, а также тактика и стратегия военных действий. Сведения относительно сюрикен-дзютсу в этой Рю в настоящее время недостаточны, хотя я подозреваю, что обучение метанию сюрикенов было включено в это искусство достаточно поздно.

Отсуки Рю.

Ясуда Дзендзиро, глава Отсуки Рю Кендзютсу из Хиросимы считает, что его учитель, Окамото Мунисигэ, самурай из области Айзу использовал сюрикен в ряде случаев во время своей службы в силах безопасности Сегуната. По рассказам он постоянно носил с собой около 12 лезвий спрятанных в различных местах, включая косита, заднюю спинку хакама.

Кукисиндэн Тэнсин Хюхо.

Кукисин Рю - другое древнее и всеобъемлющее боевое искусство, создание которого относится к 13 веку, и включающее обучение владению различными видами оружия и техникам борьбы без него. В этой школе используются заостренные квадратные металлические пластины шириной 7,5 см, называемые "теппан", которые,  как считают, использовались против воинов в доспехах. Они имеют вогнутую форму граней и квадратное отверстием в центре, как это показано ниже на рис. 16. В некоторых документах Кукисин Рю имеется упоминание о таких пластинах, достигающих 12 см в диаметре. Кроме того, в ней используют "козука" или вспомогательный нож фехтовальщика, а также обычные "бо-сюрикены".

Иккю Рю.

Иккю Рю - название относительно молодого стиля, созданного современным мастером сюрикен-дзютсу  и главой школы Сираками Иккю-кен. Он был учеником мастера Нарусэ Кандзи (умер в 1948), который обучался в Ямамото Рю, и написал книгу по фехтованию японским мечом, после участия в войне с Китаем в начале столетия. Мастер Нарусэ был учеником Йонегава Магороку, который в свою очередь обучался у вышеупомянутого основателя Сираи Рю, Сираи Тору. У своего преподавателя, Сираками изучал и Сираи Рю и Негиси Рю, и объединил лезвие из Сираи Рю со стилем метания Негиси Рю, сформировав новый метод, который использует лезвие заостренное с обоих концов (смотри рис. 10, R), Этот метод решает проблему правильного расположения лезвия в руке перед броском, предоставляя большую гибкость в выборе дистанции.

 

 

Рис 11. (L) Когаи, японская декоративная шпилька.

 

Существует известная история, которая описывает поединок между Сосецу и Сэкигучи Хаято, которые встретились лицом к лицу в поединке на мечах. Когда Сосецу бросился на Сэкигучи, последний вытащил из своих волос когаи и метнул ее, пригвоздив хакама Сосецу к деревянному полу. Думается, что Сэкигучи использовал когаи специально сделанную так, чтобы напомнить шпильку для волос.

 

 

Школы метания сюрикенов в Ниндзютсу.

 

 

 

Рис. 12. Танто-гата, японские ножи, приспособленные под сюрикены.

Рис. 13. Некоторые прямые лезвия различных школ.

Из собрания Чарльза В. Грузански (Используются с разрешения, © Роберта К. Грузански)

 

 

Рис. 14. Разнообразие прямые лезвия для метания из коллекции

доктора Масааки Хацуми, сегодняшнего главы школы Тогакурэ Рю Ниндзютсу.

Это интересное собрание лезвий (рис. 14) показывает большое разнообразие их форм, использовавшихся различными школами. Большое лезвие с длинным шнуром, и второе слева, в верхнем ряду, называются учин, и фактически представляют собой копья. Они держатся и бросаются во многом подобно современному копью (см. рис. 15). Длинный шнур использовался, чтобы вернуть учин, а также танто-гата (верхний ряд, 7-ой слева) сразу же после броска, так чтобы их можно было быстро бросить снова. Меньший учин использует кисточку, которая предназначена для того, чтобы стабилизировать полет, гарантируя прямое попадание. В среднем ряду, 4-ый справа - козука, маленький вспомогательный нож, который вставляется в ножны катана, длинного меча. Имеются несколько лезвий, характерных для Ниндзютсу, типа плоских лопатовидных лезвий или итакен сюрикен, а также  несколько лезвий в форме наконечника стрелы из Негиси Рю и Сираи Рю. В какой-то момент истории, техника Негиси Рю стала использоваться различными школами и кланами Ниндзютсу.

 

Рис. 15. Стойка для метания учин.

 

 

Рис 16. Некоторые диско- или звездообразные сюрикены, или сякены различных школ Ниндзютсу.

Слева вверху, примеры, 1,3, и 4 – сюрикены Кога и Ига Рю. 5 и 6 – Кобори Рю, 7 – Ягю Рю, 8 – Кодэн Рю или Сосо Рю, 10 - Ягю и Кога Рю.

Рис. 17. Некоторые метательные звезды из различных школ и источников.

Из соллекции Чарльза В. Грузански (Используются с разрешения, © Роберта К. Грузански)

Рис 18. Разнообразные сякены, включая хира сюрикен и сенбан сюрикен (вверху справа)

(метательные лезвия из коллекции доктора Масааки Хацуми, сегодняшнего главы школы Тогакурэ Рю Ниндзютсу.

Рис. 19. Набор сюрикенов из коллекции Чарльза В. Грузански.

(Фотографии используются с любезного разрешения Роберта К. Грузански,)

Сюрикены в форме звезды или креста, известные как хира сюрикены, или сякены, используют совершенно другой принцип полета, чем бо сюрикены, поскольку они быстро вращаются и имеют множество точек, которые могут вступать в контакт с целью. Судя по всему, существует некоторый спор по вопросу о технике броска. Доктор Хацуми, сегодняшний глава школы, или 33-ий сокэ Тогакурэ Рю Ниндзютсу, показывал метание сюрикенов как,  можно было бы бросать маленькие "frisbee", то есть лезвие держится горизонтально, параллельно земле, между большим и указательным пальцами. Запястье делает щелкающее движение вперед,  рука выпрямляется перед животом бросающего. Несколько сюрикенов держатся в левой руке подобно стопке монет, и быстро передаются в правую руку. Сираками Иккю-кен однако, заявляет, что эта техника неправильна, и что лезвие нужно держать и бросать вертикально, почти таким же способом как бо сюрикен. (См. рис. 20, ниже)

 

Рис. 20. Положение хира сюрикена в руке в школах Ниндзютсу. (1) показано неправильное положение.

Оба типа броска выполнимы, однако, последний способ придает броску значительно большую силу.

 

Ношение сюрикенов.

Тактическими преимуществами сюрикена являются его небольшие размеры, возможность скрытого ношения и быстрого выхватывания одной рукой, что позволяет использовать неожиданность в атаке. При постоянных тренировках может быть достигнута большая точность попадания, и это еще больше увеличивает его тактическое преимущество. Если даже на мгновение вывести из строя нападающего, находящегося на расстоянии от 3 до 15 шагов, это может дать драгоценное время, чтобы собраться с мыслями и занять выгодную позицию для отражения нападения.

Чтобы  лучше использовать эти преимущества, необходимо понимание того, что то, как сюрикены носятся, может или помогать или препятствовать вашей способности эффективно ответить на нападение. Традиционно, в Сираи и Негиси Рю, в качестве мест для ношения сюрикенов использовалось множество точек вокруг бедер, и каждая позиция имеет некоторые преимущества в сравнении с другими, в зависимости от положения руки, угла по отношению к противнику, и положения лезвия, когда оно приходит в руку.

Рис. 21. Ношение сюрикенов.

На иллюстрации выше показаны три положения, каждое из которых удобно для выхватывания правой рукой в различных ситуациях. Лезвия вложены в одежду, таким образом, что вытаскиваете ли вы передний или задний набор, лезвия окажется в руке, готовыми к броску с поворотом или прямому броску, в зависимости от ситуации. (Особенно важно в Сираи Рю). В феодальные времена в Японии, самурай не имел таких ограничений на ношение подобного оружия, как в наше время, так что их лезвия могли быть в поле зрения, или скрыты, как это показано на левой иллюстрации.

В практике ниндзютсу, их хира сюрикены носились по 8-10 штук, подобно стопке монет, завернутые в хлопчатобумажную ткань, разложенные или спрятанные в любом количестве кармашков  одежды, специально предназначенных для этой цели.

Как уже упоминалось выше, сюрикены также носились как шпильки для волос.

Здесь необходимо заметить, что существуют законы об оружии, которые регламентируют владение и использование сюрикенов, так что если кто-то собирается начать тренировки,  купив или сделав их самостоятельно, он должен проверить законы той местности, в которой он живет.

 

Сюрикен в современном мире.

В наши дни властям трудно оправдать владение и использование сюрикенов, особенно в связи с высоким уровнем тяжких преступлений в сегодняшнем обществе. Нарушения, касающиеся колющего, скрытно носимого и метательного оружия сейчас весьма обычны, и запрещение на такое оружие - логичное и легкое решение. Все же, тем не менее, проблема насилия остается, поскольку ее корни находятся глубоко внутри самого общества. Бесполезно продолжать издавать бесконечные запреты на различные предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, потому что, если насилие и ненависть все еще остаются реальностью, преступления продолжат совершаться. Это одна из областей, где боевые искусства могут оказать скорее позитивное, чем отрицательное влияние, и это часто упускается из виду. Я полагаю, что имеется большой смысл в занятиях боевыми искусствами, особенно традиционными искусствами, которое делают большой акцент на моральные ценности, такие как уважение, смирение, честь и честность, также как и на изучение техник самообороны.

Искусства, которые нацелены на развитие навыков борьбы,  полезны только для военных целей, и остаются просто дзютсу, или техниками. Искусства, которые следуют принципам японского Будо, являются более глубокими, они становятся образом жизни, и их моральные принципы оказывают огромное влияние на учеников, для которых искусство становится "путем". Обучение и совершенствование в боевых искусствах требуют многих лет терпения, настойчивости, преданности и смирения, и такой вид тренировки может иметь только положительное влияние на ученика. По этой причине, я полагаю, что соответствующее изучение сюрикен-дзютсу может и должно иметь место в современном мире. Мастерство в метании лезвия состоит в том, чтобы оно всегда совершенно точно попадало в цель, в этом и заключается опасность оружия, но достижение такого мастерства требует спокойного и расслабленного умственного состояния, свободного от отвлекающих переживаний и чувства эгоцентризма. Такое умственное состояние может быть достигнуто только годами преданного и вдумчивого изучения, что делает это непривлекательным для людей с больным сознанием, которые желают преднамеренно причинять боль другим.

Глава школы сюрикен-дзютсу Сираками Иккю-кен в своих воспоминаниях приводит историю как один из его учеников, имевший проблемы с обучением в средней школе, изменил свою жизнь после изучения искусства сюрикен-дзютсу. Ученик бросал нож в классную доску в компании своих друзей, когда в комнату зашел Сираками. Он очень рассердился и отругал мальчика, а затем сказал ему, что, если уж он взялся бросать нож, он должен делать это как следует. Сираками взял нож и бросил его, воткнув глубоко в стену. Это настолько впечатлило мальчика, что он пришел попросить, чтобы Сираками научил его, на что Сираками ответил, что сильный, но нечестный и ленивый человек не сможет научиться бросать лезвие правильно, так что он не станет его учить. Мальчик был разочарован, и стал тренироваться самостоятельно, мечтая удивить своего преподавателя, но у него ничего не получилось. Он пришел к своему учителю и попросил его снова, на сей раз, обещая трудиться упорно и искренне. Сираками согласился и показал ему основное базовое движение. Как оказалось, мальчик тренировался старательно, и его родители заметили перемену в своем сыне. Через какое-то время, мальчик начал посвящать больше времени тренировкам, чем шалостям со своими друзьями. В конечном счете, он снова заработал уважение своих преподавателей, и его оценки начали улучшаться. Впоследствии этот ученик поступил  в университет.

Эта история служит хорошим примером того, как боевые искусства могут помочь тем кто заблудился, найти правильную дорогу в жизни.

В заключение в этой вводной части, хочу отметить тот интересный факт, что некоторые Американские Специальные Силы и другие военные подразделения заинтересовались сюрикен-дзютсу, потому что, кроме своих боевых характеристик, потенциально возможно применение сюрикена для выживания там, где существует потребность охотиться, чтобы обеспечить себя пищей.

 

Примечания:

1.Интервью с Сатоси Сайто в книге "Меч и Дух: классические воинские традиции Японии", Том 2,

   Корю Букс, 1999 г. 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Способы броска.

Сюрикен может бросаться в цель тремя различными способами, в зависимости от школы, хвата, и техники броска. В первом способе - "прямом броске", дзикидахо или чоку-да, лезвие бросается острием в направлении цели. Этот метод используется в Негиси Рю, а также как бросок  с короткой дистанции в Сираи, Дзикисин и других Рю. (См. рис. 22, ниже)

Рис. 22. Техника "прямого броска".

Второй способ, при котором лезвие переворачивается, "бросок с поворотом", называется ханттендахо, или иккайтэн-да, и представляет собой бросок лезвия при хвате, когда его острие направлено к центру ладони. Во время движения к цели, лезвие переворачивается  на 180 градусов, или 1 поворот. Этот метод используется Сираи и другим Рю (См. рис. 23, ниже), но не Негиси Рю, однако я уверен, что в настоящее время ученики Негиси Рю, также изучают броски других школ, включая Сираи.

Рис 23. Техника "бросок с поворотом".

 

При третьем способе, технике "вращения", или дакайтэн-да, лезвие при своем движении к цели поворачивается на 360 градусов или больше. Эта техника используется при метании хира сюрикен, вращающееся лезвие которого в форме звезды имеет множество точек соприкосновения с целью при броске с любой дистанции. Эта техника также используется в Сираи Рю при броске на длинной дистанции (до 18 шагов). (Без иллюстрации).

 

возврат

 

Hosted by uCoz