ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ

Бросок сюрикена в Негиси Рю.

 

Регулирование дистанции.

Приспосабливание к изменению дистанции при броске в Негиси Рю, не может быть таким же простым, как это возможно в Сираи Рю, где для этого требуется только перевернуть лезвие в руке. В Негиси Рю хват лезвия постоянен. Чтобы сделать поправку для различных расстояний, необходимо произвести небольшие изменения в положении и в движении руки, а также наклоне корпуса при броске.

1. Наклон корпуса. "Когда вы близко к цели, отклонитесь при броске назад. Когда далеко от цели, наклонитесь при броске вперед".

При коротких бросках, во время движения руки вниз, следует в последний момент отклонить туловище  немного назад, чтобы увеличить поворот лезвия. Это заставляет сюрикен, при короткой дистанции, выровняться раньше, таким образом, обеспечивая более прямое попадание. Также дополнительную выгоду имеет небольшое отклонение головы назад в сторону от мишени, на случай, если при неудачном броске лезвие рикошетом отлетит назад.

При длинных бросках, наклон вперед увеличивает вес тела, что придает броску силу, необходимую для того, чтобы лезвие покрыло большую дистанцию. Он также дает дополнительное психологическое преимущество, усиливая концентрацию вперед и  создавая иллюзию, что цель находится ближе.

2. Выбор времени высвобождения лезвия. "Для близких целей, высвободите позже, для отдаленных целей, высвободите раньше".

Когда рука поднята в Косо-но-И, острие лезвия направлено вверх. При движении к цели, лезвие разворачивается и выравнивается вдоль траектории полета, как раз перед тем как попадет в цель. Так как на короткой дистанции сюрикен имеет меньше времени, чтобы повернуться в полете, позднее высвобождение является средством, чтобы сюрикен был расположен как можно более горизонтально в тот момент,  когда он покидает руку (см. рис. 33). На длинной дистанции сюрикен имеет тенденцию совершать больший поворот, так что раннее высвобождение даст компенсацию этого поворота (см. рис. 34-35).

 

 

Рис. 33. Позднее высвобождение, и поворот ладони, для близких целей.

 

Рис. 34. Среднее высвобождение для броска на средней дистанции.

 

 

Рис. 35. Раннее высвобождение и положение ладони, для отдаленных целей.

 

3. Поворот руки. "Ладонь направлена к цели для длинных бросков, ладонь  поворачивается для более коротких бросков".

Положение руки в момент высвобождения лезвия очень важно для траектории движения сюрикена, так как это последний контакт с телом, могущий иметь влияние на полет лезвия. Кроме того, что лезвие должно держаться очень легко, "как яйцо ласточки", рука должна обеспечить чистый, гладкий и ровный выход лезвия из ладони, называемый ханарэ. Раннее и позднее высвобождение оказывает различное влияние на положение лезвия относительно траектории, и более ранние высвобождения имеют менее управляемый хват, а, следовательно, и большее количество вариантов выхода лезвия из ладони (см. рис. 35). Поворот руки ладонью к цели при раннем высвобождении, придает больший вес и поддержку лезвию сзади.

При позднем высвобождении, лезвие уже развило достаточную скорость, так что хват в этом случае требует более мягкого контроля. Разворачиваясь ладонью влево относительно цели, рука в действительности как бы только предлагает лезвию прямую дорогу, чтобы оно могло покинуть руку. Большой палец  придерживает торец лезвия до самого конца, пока оно не покинет ладонь, предотвращая тем самым чрезмерный поворот лезвия при движении к цели (см. рис. 33)

Начинать обучение нужно на короткой дистанции, и тренироваться в позднем высвобождении с поворотом ладони, как основной технике (как показано выше в Мандзи-но-ката). Когда ученик приобретает достаточный опыт, расстояние увеличивается.

 *

Прицеливание.

Прицеливаясь при выполнении базовой формы, нужно так, чтобы кончики лезвий в левой руке находились на одной линии с глазами и центром мишени (см. рис. 26, выше). Однако, на более продвинутом уровне, идея состоит в том, чтобы стараться целиться в большей степени центром живота, чем глазами. Смотря на мишень, наше внимание фокусируется вне тела, а мысли на нанесении броска в цель. Мы должны, скорее, чувствовать цель, сосредоточив свое внимание в центре живота, и попробовать почувствовать некоторую связь между нашим центром (танден) и центром цели. Господин Сираками рассказывает историю о том, как его учитель был смущен этой концепцией, и упомянул об этом своему учителю, Тонегаве Сэнсею. Они вдвоем пришли в додзе ночью, и начали бросать сюрикены в темноте. При первом броске послышался звук, говорящий о том, что лезвие попало в цель, тогда как при втором послышался странный металлический звук. Очевидно, что второе лезвие попало в торец предыдущего.

Эта история иллюстрирует то, как можно изучать восприятие цели с помощью внутреннего чувства, а не полагаться только на зрительное восприятие.

 *

Различные варианты тренировок.

Применяя различные методы тренировки можно сделать обучение более интересным, а так же наработать некоторые специфические навыки. Одним из таких методов может быть тренировка в положении сидя на коленях. В некоторых традиционных боевых искусствах, изучают техники, называемые сувари-ваза, которые выполняются на коленях. Эта форма обучения вырабатывает необходимую силу и устойчивость в бедрах, а также приучает тело двигаться более точно. Форма броска в положении сидя называется дза-учи, (см., рис. 36) и может выполняться непосредственно сидя перед целью, как в a) - b) или в позиции, называемой тачихиза, c), стоя на колене.

Рис. 36. Дза-учи, или бросок сидя.

 

Рис. 37. Здесь проиллюстрирована форма тодзи в позиции тачихиза.

 

Броски сторону также могут выполняться из положения сидя. Обратите внимание, что бросок вперед выполняется или в сейдза или в тачихиза стоя на правом колене, в то время как бросок в сторону, делается в тачихиза, опустившись на левое колено. (См. рис. 37)

Рис. 38. Хон учи, йоко учи и гйаку учи в позиции стоя на колене (тачихиза).

 

Броски из статики и в движении.

Существуют методы тренировки броска сюрикена на бегу, в прыжке и с поворота, а также из положения лежа. Когда изучается основная форма, в начале устанавливается минимальное расстояние, а затем обучение прогрессирует с приращением каждый раз на один шаг. На каждом расстоянии мы тренируемся до тех пор, пока не достигнем мастерства, и только затем делаем следующий шаг назад. При этом, конечно возникает желание попробовать бросить еще на один шаг дальше. Однако мы связаны формой, которая не позволяет нам забегать вперед и бросать с любого расстояния. При броске с большого расстояния, существует подсознательная тенденция вкладывать в движение большую силу, которая фактически неблагоприятно воздействует на технику. Господин Сираками пишет о своем учителе Нарусэ Сэнсее, что даже, когда он бросал с большого расстояния, его движения, были мягкими и выглядели так, как если бы он бросал с близкой дистанции, и все же лезвие летело мощно и втыкалось глубоко. Чтобы быть способным достичь этого, мы должны преодолеть наше мнение о том, что расстояние является препятствием.

На рисунке 39 показан метод многократного выполнения броска при ходьбе.

 

Рис. 39. Бросок в движении (при ходьбе).

Обратите внимание: 1 - 3 демонстрирует вид спереди, 4 – 5 – вид сзади. Действие представляет собой непрерывное продвижение в правую сторону.

 

Другим подобным методом является тренировка броска при беге, как вперед так и назад. Обучении в Сэй-но-Маай, или "неподвижной дистанции" является  технической основой для До-но-Маай, или "дистанции в движении". На статичной дистанции изучается механика броска. Когда мы выполняем бросок в движении, концепция дистанции всегда присутствует на дальнем плане нашего сознания. Тренируясь в движении, используют уже готовую форму. Чтобы выполнить бросок  эффективно, на каждой дистанции, нужно внести изменения в технику, и в статике, мы имеем множество времени на то, чтобы оценить расстояние и сделать это. Но при перемещении, в момент броска, наша позиция и движение должны быть откорректированы очень быстро и точно, чтобы эффективно поразить цель. Этот метод тренировки сокращает время, которое мы затрачиваем на обдумывание расстояния, и таким образом разрушает препятствие, стоящее перед нашим сознанием. В конечном счете, мы полностью теряем концепцию расстояния, и сливаемся с целью в тот момент, как только подумаем о броске, что дает возможность, не задумываясь выполнять его на любой дистанции.

 

Скоростной бросок.

Существует особая стойка, разработанная специально для техники скоростного броска, в которой левая рука держится выше левого глаза (см. рис. 40,), таким образом, чтобы передача лезвий из левой руки в правую могла выполняться при подъеме руки для замаха перед броском. Это необходимо для последовательного броска нескольких лезвий подряд. С древних времен сохранилось выражение, звучащее как "Икки Гокё", что означает бросок 5 лезвий в одно дыхание. Сильный и подготовленный противник мог быть способен принять первое лезвие (то есть отклонить или проигнорировать его), так что иногда  было необходимо быть способным бросить несколько сюрикенов в быстрой последовательности. Вслед за броском 1-го лезвия, следует  2-ое, затем 3-ье, и так далее. Когда мы осваиваем основную форма, нас учат на какое-то время делать паузу и просто наблюдать, в состоянии заншин, или готовности. Это делается для того, чтобы мы могли оценить бросок. Но мы должны также научиться быть способными отстраниться от результатов броска и не заботиться о том, был ли он удачным или нет. Искусство состоит в способности отстраниться от броска немедленно после того, как лезвие вышло из руки, и бросить следующее, или перейти к другому действию.

 

 

 

Рис. 40. Стойка для скоростного броска. (Используется с разрешения © Роберта Грузански)

 

 

Бросок лезвия во время нанесения удара мечом.

Существуют также техники, которые предполагают бросок сюрикена при вытаскивании меча. Поскольку положение и движение правой руки при броске такое же, как и при ударе мечом, эти два оружия могли использоваться одновременно, таким образом, что они не мешали движению друг друга. Имеются 5 форм в ката, называемом Тодзютсу Кумикоми-но-Ката, где меч держится как обычно левой рукой, а правая поднята в Косо-но-И. После выполнения броска правая рука сразу же ложится на рукоятку меча.

Идея состоит в том, что можно научиться бросать сюрикен очень быстро, в то время как противник вытаскивает меч и наносит удар. Большинство фехтовальщиков обучавшиеся только использованию меча, знают только ритм меча, который представляет собой определенного рода чувство времени, соответствующее весу и размерам оружия. Сюрикен, который значительно меньше и легче, может быть выхвачен и брошен намного быстрее, чем двигается меч, так что можно сказать, что Вы можете нападать внутри ритма атаки мечом. Таким образом, вы можете успеть метнуть в противника 1-2 сюрикена прежде, чем окажетесь на расстоянии возможном для применения меча, что сразу же даст вам преимущество.

 

 

Рис. 42. Сатоси Сайто Сэнсей демонстрирует бросок сюрикена одновременно с ударом меча.

 

Прием лезвия.

Продвинутый уровень обучения предполагает не метание сюрикена, а прием лезвия, брошенного в Вас. Он ведет свое начало от тех дней, когда самураям приходилось защищаться от бросков нападавших и попадающих в них объектов, типа сюрикенов или стрел. Существуют описания известных поединков, в которых фехтовальщики могли отклонять стрелы и сюрикены в полете, хотя к ним чаще всего относятся как материалам легенд. Однако, в пределах данного искусства изучаются методы, предназначенные, чтобы развиться эту способность, так что мы не должны недооценивать возможность того, что человек все же может это выполнить. Господин Сираками сообщает о своем опыте, когда он попросил своих учеников стрелять в него из лука, надев фехтовальную маску для защиты лица. Он развил в себе способность отклонять летящие в него стрелы.

Ключ к этому, по всей видимости,  находится в состоянии сознания человека, который сталкивается с подобным нападением. Вместо того, что бы ждать выстрела и потом попытаться среагировать на него, идея заключается в том, чтобы почувствовать момент атаки и начать движение в это же время, отбивая стрелу. Я полагаю, что это то же самое чувство, что и при тренировке айваза с мечом в Айкидо. Здесь смысл состоит в том, чтобы привести свои чувства и движения в соответствие с чувствами  и движениями противников, не пытаясь сознательно реагировать на их действия.

Стрельба из лука, и бросок сюрикена во многом подобны удару мечом. Существует определенная точка в сознании атакующих, после которой их намерение переходит в действие, и после которой дальнейшие движения тела совершаются без участия сознания. Таким образом,  идея айваза состоит в том, чтобы почувствовать эту точку и ударить в тот же момент, что и противник. Если  время рассчитано правильно, то не имеет значения, является ли оружием нападения кулак, меч, стрела или сюрикен, правильное выполнение техники будет обеспечено вашим центром,  и таким образом атака будет нейтрализована.

 

Обертывание лезвий бумагой, нитью и лакирование.

Имеется упоминание о сюрикенах,  обертываемых бумагой, нитью и лакированных (Интервью с Сайто Сэнсеем в Скоссе, 1999 г.), и рис. 18 выше подтверждает это, но я не имею понятия, для чего это нужно. Существует технология приклеивания к торцу лезвия кисточек, предназначенных для стабилизации полета сюрикена, однако, скорее всего она не имеет отношения к такому обертыванию лезвий. В своем интервью Сайто Сэнсей упоминает об этом в связи с балансировкой центра тяжести лезвий, чтобы подчеркнуть разницу в точности бросков с короткой и длинной дистанции. Возможно такое обертывание - метод наладки центра тяжести. Иллюстрация на рис. 18 демонстрирует множество лезвий обернутых в различное количество слоев бумаги.

Замечание: После обсуждения этого вопрос при помощи email с некоторыми людьми, которые занимаются сюрикен-дзютсу, мне кажется, что эта практика обертывания лезвий бумагой, нитью или лакировка -  это способ точной балансировки сюрикенов, так, чтобы баланс приходился на центр лезвия. Сюрикены с центром тяжести, смещенным вперед к острию, имеют тенденцию поворачиваться более быстро, и наоборот. В идеале сюрикен должен быть точно сбалансирован. Если лезвие точно сбалансировано по центру его длины, становится гораздо проще освоить и понять бросок при выполнении основной формы. В течение обучения, каждый занимающийся приспосабливает свой бросок и соответственно дистанцию, чтобы достичь постоянной точности попадания. Если бы бросаете несколько лезвий равного веса, но из за разного баланса ведущих себя по разному на различных расстояниях, приходится регулировать бросок каждый раз в соответствии с конкретным лезвием,  что  является очень сложным. Если делать лезвия, таким образом, чтобы они имели одинаковый баланс, сосредоточенный в центре, еще одна переменная в сложном обучения процессу метания сюрикенов была бы устранена.

 

Принцип "канимэ" ("глаза краба") - Использование сюрикена в качестве колющего оружия.

Существует еще один метод использования сюрикена, когда он зажимается в руке и используется для нанесения колющего удара. Острие  сюрикена поражает жизненно-важные точки тела, используя для этого силу удара руки и тела. Хват лезвия при этом очень похож на хват в Дзикисин, но положение большого и указательного пальца коренным образом отличаются (см. рис.  42).

Рис. 42. Хват сюрикена при ударе рукой.

 

Большой палец надавливает на верхнюю часть лезвия, направляя острие в цель. Перед ударом лезвие держится острием вверх, рука слегка согнута в локте, как показано на фотографии слева. Во время удара, рука выпрямляется, большой палец сильно давит на лезвие, а запястье вытягивается вперед, как показано на фотографии справа. Господин Сираками объясняет этот удар подробно, говоря, что эта техника была заключительной, секретной инструкцией данной ему мастером Нарусэ, и что он должен использоваться в качестве последнего средства. То есть когда расстояние между Вами и вашим противником сократилось, так что вы больше не можете бросить сюрикен. Если вы видите, что глаза у противника выпучились как "глаза краба", значит, вы вошли в нужный момент  и поймали противника врасплох, тогда вы можете победить. Целями для этого удара могут быть глаза или впадина на горле чуть выше грудной кости.

 

Смазывание сюрикена ядом.

Следует упомянуть об использовании яда, который мог наноситься на острие сюрикенов, таким образом, превращая их в смертоносное оружие. Существуют два традиционных яда, которые, как я знаю, использовались для этой цели. Первый представляет собой экстракт "волчьей ягоды", или Аконита (Aconitum japonicum), который содержит высокотоксичные и чрезвычайно быстродействующие алкалоиды, от которых не имеется никакого определенного противоядия. Существенные дозы Аконита причиняют почти мгновенную смерть (Примечания 2, 3). Активный элемент аконитин вызывает нейромышечный паралич и судороги, воздействуя на сердце и дыхание. Любопытно отметить, один из видов Аконита произрастающий в Японии называется Aconitum Aizuense, что, по всей видимости, имеет отношение или к области Айзу, или к клану Айзу...

Второй яд - не столь быстродействующий, но также смертельный. Смерть вызывается серьезной и быстродействующей инфекцией от смеси, состоящей из конского навоза, крови цыпленка и устриц, которые вместе содержат самый широкий спектр всевозможных инфекционных бактерий, практически не поддающийся лечению. Применение этого яда не ограничивалось только сюрикенами, но также использовался и для многих других видов метательного оружия, особенно среди школ Ниндзютсу.

 

Примечания:

2. Сэливан Л. Эвирист "Ядовитые растения Австралии", Австралийская библиотека естествознания, Ангус и Робертсон, 1974 г.

3. Хсу Хонг-Йен "Восточная медицина: краткий справочник", Институт восточных методов лечения, Лог Бич, 1986 г.

ПРИМЕЧАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБУЧЕНИЯ.

 

Примечания в отношении искусства метания сюрикенов, изложенные ниже, носят скорее теоретический и интеллектуальный характер, и не обязательно настолько важны для изучения техники броска, однако, если вы желаете изучить искусство более глубоко, здесь имеется кое-что представляющее интерес для размышлений.

 

Дистанция для различного оружия.

Некоторые боевые искусства преподают оружие после того, как человек достиг мастерства в техниках с пустыми руками, другие наоборот преподают техники с пустыми руками после того, как достигнуто мастерство  владения оружием. В Ивама Айкидо, обучение техникам без оружия ведется параллельно техникам владения мечом. Сайто Сэнсей, глава Ивама додзе, преподавал боккен, дзе и технику рук, как являющиеся тремя обязательными компонентами тренировки в Айкидо. Менее известно, что он также являлся мастером Негиси Рю, и был весьма известен среди местных бандитов как человек, с которым не стоит связываться. Рассказывается также, что Сокаку Такеда, учитель основателя Айкидо, О’Сэнсея, тоже был мастером сюрикен-дзютсу, хотя и не известно какой стиль он изучал. Я нашел интересным, что сюрикен-дзютсу являлось частью технической подготовки этих мастеров боя с мечом и без оружия.

Различное оружие имеет эффективность на различных дистанциях, и если мы посмотрим на то, какой досягаемости оружие требовалось древним воинам, чтобы иметь дело с ситуаций на поле боя, можно увидеть логичный и хорошо продуманный выбор тех видов оружия, владению которым они обучались. С ростом технического мастерства приходит умение контролировать дистанцию. Если вы достигли  мастерства в изучении техники рук, то вы способны управлять противником, который находится на расстоянии достаточно близком для того, чтобы поразить вас голыми руками. Если вы достигли мастерства в стрельбе из лука, вы будете способны контролировать противника на более длинной дистанции. Однако вы не сможете в должной степени контролировать противника,  расстояние досягаемости оружия которого находится вне пределов той дистанции на которой вы обучались. Таким образом, изучая различные виды оружия, мы также учимся контролировать различные расстояния. Проще говоря, чем ближе противник, тем больше угроза, чем дальше противник, тем меньше угроза.

В Айкидо мы изучаем техники в двух формах: кихон и ки-но-нагарэ. Кихон представляет собой тренировку в жесткой, статической форме, когда захват уже произведен. Тренировка ки-но-нагаре в свою очередь представляет собой динамическую форму, которая вовлекает в движение противника делающего шаг вперед для атаки. Эти формы дают человеку навыки контроля над самой короткой дистанцией боя, то есть когда он находится в самой непосредственной опасности. Выполнение техник без оружия обычно начинается из левосторонней стойки, поскольку более слабая левая рука используется для оборонительных движений, оставляя более сильную правую руку, свободной для контратакующих и контролирующих действий. Выполнение техник с мечом, как правило, начинается из правосторонней стойки и на один шаг дальше, что добавляет расстояние еще одного шага к контролируемой дистанции, поскольку лезвие меча может поражать противника, который находится на шаг дальше. Техники с дзе обычно выполняются из левосторонней стойки еще на один шаг дальше от противника, и это делает возможным контролировать еще большее расстояние, так как дистанция досягаемости дзе больше чем у меча.

Возможно, это не случайно, что следующий шаг вне дистанции досягаемости дзе охватывается минимальной дистанцией метания сюрикена при броске Дзикисин. Максимальное эффективное расстояние при метании сюрикена составляет 15-18 шагов, что является половиной минимальной дистанции для стрельбы из лука. Оружие типа лука, копья и алебарды были оружием для поля боя, и таким образом не использовались в закрытом помещении. По этому сюрикен оставался единственным метательным оружием, позволяющим контролировать дистанцию в помещении.

Добавляя к вашим занятиям Айкидо и другими боевыми искусствами, изучение сюрикен-дзютсу, вы тем самым добавляете потенциал для контроля большего расстояния.

 

***

Нахождение "живого лезвия".

Так же, как игрок в бейсбол может чувствовать себя более комфортно, и даже лучше играть, используя некоторые биты, или игроки в бильярд, предпочитающие определенный кий, так и вы можете найти, что некоторые лезвия лучше ведут себя в полете и попадают в цель точнее, чем другие. Синтоистская мифология Японии утверждает, что все вещи обладают душой, и инструменты и оружие не избежали этой идеи. В музеях и различных коллекциях в Японии есть мечи, которые имеют такую историческую ценность, что считаются национальным сокровищем, и свидетели говорят, что такие лезвия испускают ощущение присутствия и силы, которое можно почувствовать, когда держишь их в руках. Действительно ли события в прошлом дали этим лезвиям какую-то специфическую силу, возможно никогда не удастся установить, но такие идеи имеют большое психологическое влияние на сознание, и это влияние может серьезно увеличивать или уменьшать результаты физических действий человека.

Таким образом, при изготовлении, выборе и бросании сюрикенов, следует обращать внимание на то, какие лезвия лучше лежат в руке, лучше ведут себя в полете или имеют тенденцию лучше попадать в цель. Поскольку может не существовать никаких физических особенностей или признаков, указывающих на различия между лезвиями, которые могут влиять на их качества, нужно оценивать и выбирать чувством. Если лезвие кажется более удобным,  удачно ложится в мишень чаще чем другие, и с большей непринужденностью, то такое лезвие, как говорится "живое лезвие", и должно храниться как специальное личное лезвие, которое никто другой не должен брать в руки. Нужно собирать свой набор для метания  из "живых лезвий",  отказываясь от "мертвых".

 

***

Философия изготовления вашего собственного сюрикена.

Я заметил, что в Интернете имеется множество коммерческих сайтов, предлагающих красиво сделанные, дорогие лезвия. По разным признакам, я чувствую, что в них отсутствует истинный дух сюрикена. Если посмотреть на то, как лезвия изготовлялись исторически, можно обнаружить множество нововведений, что, как я думаю, зачастую пропускается большинством людей, посещающих эти сайты. На самом деле, сюрикены представляют собой не более чем металлические предметы, приспособленные чтобы стать метательным оружием, и они изготавливались из подручных материалов, которые были наиболее доступны и дешевы в то время в Японии. Например, сенбан сюрикены, которые являются  квадратной формы лезвиями, делались из простой металлической пластины подкладывавшейся под шляпку гвоздя при строительстве зданий. Поскольку они обладали формой, которая была уже практически близка и удобна для броска, ее края просто затачивались, и она была готова к использованию. Точно так же квадратные и треугольные в сечении бо сюрикены имели такую форму потому, что делались из гвоздей и других подручных материалов. Это было выражением поиска того, что было бы функционально доступно для выполнения стоящей задачи с минимальным количеством переделки, и это было выражением боевого духа в большей степени, чем дорогая и эстетическая расточительность совершенно сделанных и красиво смотрящихся лезвий. Этот меркантилизм не соответствует японской идее о простоте, естественности и практичности, стремления делать только то, что является необходимым и без излишеств достигать наилучших результатов.

Во-вторых, я думаю, что можно получить гораздо больше удовлетворения, изготавливая сюрикены самостоятельно. Я уверен, что древние ниндзя, ронины и буси скорее делали такое оружие собственными руками, чем покупали их в кузницах или где-то еще. Частью развития этого технического навыка является исследование свойств различных материалов и различных форм, для выяснения, какие из них лучше, и внесения соответствующих изменений в свои собственные  изделия. Изготовление лезвий самостоятельно также позволяет вам развивать более глубокое понимание оружия и искусства. Смотря на невероятное разнообразие лезвий, которые использовались в сюрикен-дзютсу, мы можем видеть, что в действительности не существует никакой "идеальной формы", скорее использовалось то, что было легко доступно и могло быть путем простого затачивания превращено в острое, практичное и эффективное оружие, которое легко было научиться бросать при соответствующей тренировке.

 

***

Достижение более высокой точности.

Иметь хорошую точность попадания является для нас вполне естественным желанием, поскольку это важная вещь при метании лезвия. И все же, бросать с желанием попасть точного в действительности очень вредно для достижения точного попадания. Мы, должны стремиться достичь точности броска без того, чтобы стремиться быть точным. Точность прибывает скорее в результате правильного использования принципов броска,  чем попытки бросить лезвие точно. Для достижения этого, необходимо рассмотреть две вещи. Первая, является опытом, который находится на физическом уровне, и вторая – состояние нашего сознания при броске, которое находится на умственном уровне.

1. Физический уровень.

Когда вы только что закончили превосходный бросок, при котором не только лезвие точно попало в цель, но и  ваше движение было легким и естественным, возникающее при этом чувство не поддается описанию. Однако показателем вашей точности является среднее число попаданий. Будучи новичком, Вы можете выполнять 1 совершенный бросок из 100 неудачных, однако через какое-то время, этот показатель постепенно растет. О вашей точности следует судить скорее не по вашему лучшему броску, а по среднему количеству попаданий из всех ваших бросков. Идея состоит в том, чтобы поднять среднее число точных попаданий при бросках, так, чтобы Вы достигли 100 %. Это конечно теоретически возможно, но фактически нереально, из-за присутствия многих факторов. Однако наша цель должна состоять в том, чтобы увеличить это среднее число.

Мы должны помнить, что мастерство в додзе, не то же самое что и мастерство в реальном мире. Додзе это управляемая окружающая среда для обучения, и поэтому наше выполнение техники определяется этой средой. Реальный мир не имеет такой управляемой атмосферы, таким образом, делая все ситуации уникальными, постоянно меняющимися и потенциально опасными. Наше выполнение техники в реальной ситуации представляет собой только долю от того, как она выполняется в додзе. По этой причине, мы не можем судить об уровне нашего мастерства по тому, как хорошо мы, возможно, однажды выполнили технику. Из-за давления ситуации, в реальной жизни мы можем оказаться неспособными воспроизвести тот исключительный момент, когда мы выполнили технику мастерски в додзе, и таким образом, когда  придет время, вероятнее всего,  мы исполним ее плохо.

Если мы измеряем наше мастерство процентным соотношением точных бросков от количества выполненных, то мы получаем намного более разумную оценку нашего мастерства в реальном мире. И,  сосредотачиваясь в большей степени на подъеме процента точных и мастерских бросков в додзе, чем на улучшении точности отдельного броска, мы можем улучшать потенциальное эффективное исполнение техники в реальной ситуации. Очевидно, что это требует долгого времени постоянных тренировок. Таким образом, для развития точности броска, на физическом уровне требуется большое количество регулярных тренировок, и наше внимание должно быть направлено просто на увеличение процентного соотношения ...

2. Уровень сознания.

Один из интригующих аспектов сюрикен-дзютсу заключается в желании бросить лезвие как можно точнее, и все же лучший способ сделать это состоит в том, чтобы не иметь никакого желания добиться хорошего попадания, таким образом, вы должны делать бросок фактически без желания сделать его точным, а просто сосредоточиться на правильном использовании  принципов его выполнения. Этот парадокс отражает дзенский взгляд на жизнь, действовать без желания, делать что-то, чтобы это сделать.

К тому времени, когда мы уже развили и отшлифовали наши движения настолько, что это приносит эффект, состояние нашего сознания начинает влиять на физические действия нашего тела. При выполнении простых действий, которые требуют небольшого навыка, наше тело двигается уверенно и надежно. Но когда мы ставим тело в сложную ситуацию, типа выполнения красивых и сложных движений с высокой степенью точности и надежности в условиях стресса, наше тело часто имеет тенденцию действовать менее надежно и умело. Одна из причин этого заключается в том, что наше тело не имело достаточной физической подготовки в этом виде деятельности, и это то, что может быть исправлено техническим совершенствованием при обучении на физическом уровне.

Другим фактором, создающим помеху для наших физических действий, является наше "умственное состояние". Можно много теоретизировать о взаимосвязи тела и сознания, но это приносит мало пользы в повседневной жизни. И когда учения различных боевых искусств затрагивает эту тему, слишком часто это выглядит как религиозная догма, и поэтому по большей части просто игнорируется. Если мы сможем сделать прыжок из веры в принятие того, что тело и сознание действительно связаны и могут и влиять друг на друга, то мы можем приступить к изучению того, что эти учения могут нам предложить, и возможно получить некоторую выгоду, которую они подразумевают подарить ученику.

Когда мы требуем  от нашего тела выполнения красивых и сложных движений, также как и сопротивления стрессу, отвлекающим моментам и внешним условиям, на нашу способность делать это очень сильно влияет наше умственное состояние. Также, как химия нашего тела регулируется гормонами, так также и наши движения регулируются состоянием нашего сознания. В сознании существует множество спусковых механизмов, которые позволяют нашему телу действовать с высоким уровнем эффективности, и хотя методы,  которыми они работают, не могут быть полностью поняты, они, однако успешно используются теми, кто применяют эти принципы в  своем обучении.

Почти все эти философски учения, как я думаю, предназначены для того, чтобы улучшить использование бедер в движениях тела. Большинство изучающих боевые искусства знают, что центр нашей силы и движений находится в бедрах, так как бедра управляют стабильностью ног, которые в свою очередь обеспечивают поддержку непосредственно бедер и верхней части тела, являясь так же средством управления  ее движениями. Бедра также служат центром веса и массы тела, и поэтому называются центром тяжести. Чем ближе центр тяжести к земле, тем человек более устойчив и стабилен, а со стабильностью прибывает скорость и сила. С физической точки зрения, иметь более низкий центр тяжести это большое преимущество. Философские учения различных боевых искусств предлагают  методы тренировки направленные на перенос внимания с верхней части тела на работу бедер. Медитация и брюшное дыхание заставляют ум сфокусироваться на центре тяжести тела. Сосредоточенное в "хара", или "тандэне", дыхание становится брюшным, то есть нижним, вместо грудного, или верхнего. Много внимания также уделяется упокоению мыслей и желаний, которые имеют тенденцию повышать сердечный ритм, таким образом, перенося чувство центра в грудь. Как только бедра начинают рассматриваться как главный фактор в улучшении движений тела, возникает необходимость научиться управлять этой заново открытой возможностью, и тайна, кажется, здесь заключается в способности расслаблять тело. Неподвижность и жесткость рассматриваются как являющиеся вредными для естественного физического движения, поскольку неподвижность обычно означает сокращение мышц и сильно ограничивает гибкость и способность двигаться быстро. Расслабленное тело способно быстро изменить направление движения и гибко реагировать на изменения в ситуации, но, кроме того, это такое физическое состояние, в котором можно лучше чувствовать реакцию собственного тела. Если Вы расслаблены, гораздо легче слушать, что происходит с телом, следовательно, вы находитесь в лучшем положении, чтобы сделать необходимые изменения, которые являются теперь более легкими, так как расслабленное тело более послушно.

Основываясь на законах, которые управляют деятельностью сознания, мы способны тонко управлять деятельностью тела. После длительного времени использования этой умственная тактики для того, чтобы обманывать наше тело в том, что, как мы верим, лучше для выполнения техники, тело начинает реагировать на этот новый метод управления, и физическая результативность увеличивается. Как только мы видим это увеличение физической результативности, мы начинаем понимать выгоды от таких состояний, как расслабленность, успокоение мыслей и чувств, абдоминальное дыхание и сосредоточение внимания на центре, и воспринимать их как ценные состояния сознания, которые необходимо нарабатывать. Культивирование этих состояний сознания в течение длительного времени начинает влиять на нас на более глубоком психологическом уровне. Так как тело и сознание очень приспосабливаемые организмы, это влияние сказывается на психологии человека, и может привести к большим изменениям в личности. В долгосрочной перспективе, изучение традиционных боевых искусств может принести ученику большую выгоду.

Сюрикен-дзютсу это совершенное средство для изучения подобных умственных процессов. Поскольку основное движение броска очень простое и легко усваивается телом, способность достичь высокого уровня точности зависит во многом от обработки этого движения, и влияние состояния ума на физическое тело легко прослеживается в этом действии. Если ваше сознание неустойчиво, отвлечено или не сосредоточено, последствия этого могут немедленно быть замечены в результатах вашего броска. Для того, чтобы быть способным бросать лезвия уверенно и точно, нужно не только обладать техническим мастерством, но и быть способным расслабляться, опускать дыхание из груди в живот, освобождать сознание от мыслей и желаний, сосредотачивая внимание на центре, и развивать единства между собственным сознанием и окружающей средой.

Таким образом, изучение сюрикен-дзютсу может принести большую пользу не только в физическом, но также и  в интеллектуальном и духовном развитии.

 

***

Путь сюрикена.

В главе посвященной Негиси Рю в своей книге "Меч и Дух", Майк и Диана Скосс упоминают учение, называемое "сичи", или "Четыре знания", которое предоставляет возможность правильно понять: a) ситуацию, b)намерения других людей, c) принципы искусства, и d) "Путь" непосредственно. К сожалению, мне не пришлось познакомиться с этим учением, но я получил наставления кое в чем, что звучит очень похоже, так что именно это я и хочу здесь представить. Это не объяснялось мне как являющееся 4 типами знания, а скорее как руководство в том, как перейти от изучения основных принципов внутри додзе к их практическому применению и пониманию в реальном мире, что-то вроде перехода от "тренировки" к "практике".

1. Обучение.

Когда обучение все еще находится в стадии изучения техники, это,  как считают,  "сюрикен-дзютсу", или искусство метания сюрикенов. Когда обучение переходит в стадию выполнения техники, это становится "до", или путь сюрикена. "Дзютсу" практикуется в додзе, "до" осуществляется в реальном мире. Это означает, что в додзе мы изучаем и практикуем техники и принципы, которые мы намереваемся применить позже, на такой стадии, когда наши навыки уже будут достаточно развиты. Наше сознание определяется, управляется и защищается правилами и атмосферой самого додзе, поскольку оно является центром обучения. Когда мы оставляем додзе и приступаем к нашим обычным делам, мы поворачиваемся лицом к реальному миру, то есть возвращаемся к действительности, и сталкиваемся с правилами этой действительности. В реальном мире нам нужны все наши навыки выживания, и таким образом все, что мы узнали в процессе обучения, теперь начинают использоваться. Когда мы применяем наш навыки и знания во внешнем мире, тогда техники становятся путями. Это справедливо и в отношении сюрикен-дзютсу, когда мы используем его в нашей повседневной жизни, оно становится "до".

С точки зрения Будо, или "пути воина", действительность делится на две части, военное время и мирное время. Это все, что заботит человека следующего путем Будо. Военное время это не обязательно настоящая война, а скорее точка, в которой мирная ткань нашего персонального бытия становится угрожающей на столько, что требует использования боевых навыков, чтобы защитить ее.

В мирного время, человек продолжает практиковаться в своем боевом искусстве, получая пользу от такого физического, умственного, и духовного обучения. Например, после тренировок в додзе, человек также продолжает ежедневно заниматься дома. Тренировка становится частью его распорядка дня, и в результате такая практика распространяет наш опыт на мир вне додзе. Таким образом, человек живет "путем сюрикена". В военное время, человек использует сюрикен-дзютсу для самообороны, и затем снова живет "путем".

В течение мирного времени, ежедневная тренировка в сюрикен-дзютсу является средством управления, как сознанием, так и телом. Сосредоточение и концентрация, также как физическое и умственное расслабление, необходимые для надлежащего броска лезвия (как упоминалось выше в "Философских соображениях"), воздействуют на сознание, которое в свою очередь воздействует на поведение человека в реальной жизни. Таким путем тренировка в сюрикен-дзютсу оказывает влияние на жизнь. Но для того, чтобы иметь такое влияние, тренировка должна быть правильной, и выполняться с такой же ответственностью, как и другие ежедневные действия.

В военное время сюрикен-дзютсу используется как форма защиты мирного времени, техники, которые человек изучал,  используются, чтобы достичь возвращения к состоянию мира. Чтобы достичь этого возвращения к миру, в действие вступают законы Войны и определяют процесс принятия решений, до тех пор, пока не будет достигнуто состояние мира, и в действие не вступят законы Мира. Глава 57 "Дао Де Дзин" говорит: "Используй закон, чтобы управлять государством, используй незаконные методы, чтобы вести войну". Мирное время имеет свои собственные законы, как и военное. В додзе мы изучаем законы войны, а именно, как вести бой с противником. Понимание этих различий между Военным временем и Мирным временем, и как применять к ним наше искусство сюрикен-дзютсу, является Путем Сюрикена.

2. Бой с противником.

В додзе человек изучает определенные техники и принципы, которые определяют использование сюрикена. На некотором этапе, необходимо изучить, как применять это знание в Военное время. Несмотря на то, что способность защищать себя при встрече с противником сильно возрастает при изучении боевых искусств, окончательный результат боя зависит исключительно от действий человека. Отработка техники может довести человека только до определенной ступени. В какой-то части сознания, должно быть принято и претворено в жизнь решение, позволяющее подготовить человека к бою с противником.

Сюрикен-дзютсу в значительной степени преподается как часть "корю" или традиционной системы, которая включает множество искусств, таких как меч, дзе, техники без оружия и др. Сатоси Сайто Сэнсей принимает только тех учеников, которые изучали какое-нибудь другое боевое искусство. По всей видимости, причина этого заключается в том, что сюрикен-дзютсу является вспомогательным искусством, которое использует основные принципы и методы главной системы боевых искусств, чаще всего кендзютсу, и что можно взять принципы, касающиеся ведения боя с противником из этого искусства, и применять их в некоторой степени, в искусстве сюрикен-дзютсу. Поэтому, наставления по этой теме, которые я получил, были очень общими, и не касалась конкретного использования техник. Предполагалось, что я возьму принципы ведения боя из искусства, которое я изучал, и следуя данному набору основных руководящих принципов, буду применять их к использованию сюрикена, развивая свой собственный метод взаимоотношений с противником. В моем случае, основным искусством является Айкидо, и я развил свое понимание применения сюрикен-дзютсу на основании моего понимания боевых принципов Айкидо.

Основные руководящие принципы это:

1. Оценить уровень угрозы.

2. Решить какого результата нужно достичь и его последствия.

3. Решить, какие действия лучше всего предпринять для достижения нужного результата.

 

1. Оценка уровня угрозы.

При оценке уровня угрозы нужно мгновенно уяснить 5 вещей в отношении противника.

1. Расстояние.

2. Угол.

3. Импульс.

4. Характер нападения.

5. Намерение.

Эти 5 вещей определяются через понимание основного искусства.

"Расстояние" определяется количеством шагов до противника. Если противник приближается, он сокращает расстояние, но также и сокращают время реагирования, и все более и более ограничивает выбор оборонительных действий и увеличивает уровень угрозы.

"Угол" определяется положением между центром противника и вашим собственным, подтягивая между ними мысленную линию. Некоторые углы, типа нападений сзади, сложнее для защиты, чем, например, нападение сбоку. Различные техники разных боевых искусств будут иметь различные уровни угрозы, при разных углах нападения.

"Импульс" - это скорость приближения нападающего противника, но это также вес или физическое телосложение, что также учитывается. Если противник нападает быстро, но его телосложение слабое, уровень угрозы меньше, чем  при подобном нападении противника с более крепким телосложением.

"Характер нападения" определяется оружием, и на что оно нацелено. Для нападения могут использоваться различные типы оружия, и таким образом могут существовать разнообразные угрозы, связанные с каждым оружием. Собственное тело имеет места, которые являются более или менее защитимыми, чем другие, и более или менее уязвимыми к некоторым типам нападения, чем другие. Понимание жизненно-важных точек собственного тела столь же важно, как и понимание потенциальных повреждений, которые могут быть причинены различными видами оружия.

"Намерение противника при нападении". Даже притом, что противник может быть на близком расстоянии, под опасным углом, со значительным импульсом к особенно жизненно важной точке, уровень угрозы не обязательно может быть настолько большой, если противник не намерен нападать. И наоборот, если находящийся далеко противник демонстрирует свою неагрессивность,  отворачиваясь от вас и не двигаясь, уровень угрозы может быть опасно высоким, если противник намерен причинить вам вред. Нужно быть способным заглянуть в душу противника и определить, собирается он нападать или нет, и если да, то с какой интенсивностью, и насколько он способен причинить вам вред. Эта способность является проявлением интуиции, появляющейся у человека после многих лет интенсивных тренировок, она не является чем-то, что можно изучать систематически.

2. Решение, какого результата нужно достичь и его последствия.

Все действия имеют последствия, и проявляющиеся сразу или через какое-то время. Многое из того, что приносит людям страдания, является следствием негативных действий, поэтому, чтобы смягчать эти страдания, нужно выбирать действия, которые не ведут к таким отрицательным последствиям. Человек должен внимательно наблюдать за событиями в окружающем его мире и развиваться понимание того, какие последствия приносит то или иное действие, тогда он будет способен лучше оценить последствия своих собственных действий. В этой точке, человек должен выбрать позицию, или принять решение на основании каких то этических или философских норм, что он готов сделать, и что он сделать не готов. Готов ли он убить или покалечить другого человека, чтобы защитить себя, или он решает, что должен сохранить ему жизнь любой ценой, независимо от того, какова ситуация? Здесь проверяется благородство, честь и ответственность человека, здесь проверяется его человеческая природа.

В то же время человек является частью определенного общества или культуры, где есть писанные и неписаные правила, которые поощряют или запрещают какие-то действия, поведение и обращение за помощью к закону. В пределах этой культуры, существуют определенные нормы, которые каждый человек, как ожидается,  должен соблюдать, и они могут быть фактором, ограничивающим принятие решения. Очень часто социальные нормы и культурное установки диктуют определенные типы действий, и  могут вступать в конфликт индивидуальной этикой, но могут и оставлять возможности для каких-то действий. Можно действовать в рамках правил определяемых обществом, защищаясь в соответствии с требованиями ситуации, или быть вынужденным действовать против этих принципов. Как человек следует, нарушает или интерпретирует законы общества, определяет социальное положение человека в пределах общества

Таким образом, решая как вести себя в угрожающей ситуации, человек должен учесть эти факторы.

3. Решение, какие действия лучше всего предпринять для достижения нужного результата.

Это является логическим решением, основанным на оценке уровня угрозы, результата, которого вы желаете достичь, и технического знания боевого искусства. Все, что требуется, после того как выбор соответствующих действий был сделан, это постараться выполнить их наилучшим образом, и быть готовым принять на себя ответственность за последствия.

 

***

Достижение мастерства.

Окончательной целью сюрикен-до, как и любого другого искусства, является достижение мастерства. Не будучи мастером сам, я могу только размышлять о том, что такое мастерство в действительности, так что я предлагаю свои мысли по этому вопросу, с точки зрения структурной лингвистики.

"Достижение Мастерства: использование принципов лингвистики, для определения пути изучения в пределах искусства".

 

Моя коллекция сюрикенов.

Я получил очень много вопросов относительно моих собственных сюрикенов: какие я использую, как они выглядят, как они были сделаны, и как можно сделать их своими силами, так что я представляю здесь  те, с которыми я сейчас тренируюсь, и немного информации о них…

 

            Хира сюрикены, или сякены. Это были мои первые сюрикены подаренные в 1982 году моим старым другом "Скривом", который был большим поклонником оружия. Он сделал их сам в слесарной мастерской в колледже, в соответствии с подлинными размерам. Они представляют собой диски в виде 4-лучевой звезды, вырезанные из стального листа толщиной 3 мм. В нем вначале были просверлены круглые отверстия диаметром с 13 мм, затем вырезаны треугольной формы лучи и заточены по краю. Более светлый ведет себя в полете действительно хорошо, и я пользуюсь им чаще, чем другими, так что он более изношен.         

 

             Бо сюрикены Негиси Рю. Их мне дал сэнсей Мик Марли, один из моих преподавателей по Айкидо в течение многих лет, и сам практикующий сюрикен-дзютсу. Они были профессионально сделаны на токарном станке в слесарной мастерской, в соответствии с точными размерами сюрикенов Негиси Рю из набора подаренного ему главой школы нашего стиля Айкидо, Морихиро Сайто Сэнсеем. Сайто Сэнсей был экспертом в Негиси Рю, продолжал тренироваться до последних лет жизни, и считался всеми признанным мастером этого искусства.          

 

            Бо сюрикены Сираи Рю. Их я сделал сам несколько лет назад, по образцу бо сюрикена данного мне в 1990 году Рюо-кун, японцем, который работал вместе со мной в моей в одной компании. Сюрикен представляет собой стальной прут толщиной 6 мм и 16 см длиной, утолщенный к острию и закругленный с торца. Я пробовал закалить острие, но это получилось не очень хорошо, я думаю, что нужна была намного более высокая температура чем та, которую я использовал. В настоящее время я изучаю методы закалки стали с помощью высокотемпературных методов.          

 

             Бо сюрикен Икки Рю. Он представляет собой бо сюрикен с обоесторонней заточкой, изобретенный Сираками Иккю-кен, автором книги о сюрикен-дзютсу упомянутой в этой статье. Он имеет длину 20 см, и является обрезком от 8 дюймового стального костыля, которым рельсы крепятся к шпалам, и которые несколько лет назад мне дал мой друг Скрив. Где он взял эти костыли, я не знаю, но металл очень твердый и тяжелый, и очень трудный в обработке. У меня есть 6 таких костылей в различных стадиях завершения. Этот завершен наиболее полно, но я чувствую, что он еще требует доработки, он слишком тяжелый и большой, как впрочем и почти все, что я бросаю ...           

 

             Современный сякен из Японии. Это пример сякена, доступного сегодня в Японии. Очень хороший, гладкий, с символом дракона, рельефно выступающим на одной стороне. Его дал мне Сичиро Негиси Сан в большей степени как символический подарок, чем как таковой для использования. Я не уверен, что его форма и размеры соответствуют традиционным сякенам, но он, тем не менее, очень симпатичен.  

 

 

 

 

Hosted by uCoz