ИСТОРИЯ ХРАМА КАТОРИ

 

Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю тесно связана с храмом Катори. И об этом нужно рассказать подробнее. Прежде всего, несколько слов о происхождении храма. Катори-дзингу (святилище Катори), посвященное богу Фуцунуси-но Микото, и расположенное в местечке Катори города Савара, что в префектуре Тиба, является важным центром религии Синто. По легенде, Фуцунуси-но Микото сыграл большую роль в установлении мира в древней Японии, установив в ней власть Ниниги-но Микото, внука богини солнца Аматэрасу Оомиками и предка императорского рода Японии. Святилище Катори было воздвигнуто в честь Фуцунуси-но Микото, который стал почитаться как божество-хранитель государственной безопасности, промышленного развития и воинской доблести. По традиционной версии Катори-дзингу было построено в 18 год правления первого императора Японии Дзимму (т. е. в 642 г. до н. э.).

 

 

Каждые 20 лет святилище перестраивалось в соответствии с синтоистским обрядом. Кроме того в него регулярно направлялись императорские посланцы. Все это прекрасно демонстрирует высокое значение храма Катори для Японского государства. В действительности, древние считали, что Катори-дзингу уступает по значению только знаменитому святилищу в Исэ: Исэ-дзингу, главному храму богини солнца Аматэрасу. В стародавние времена только трем синтоистским храмам в Японии - Исэ, Катори и Касима - было разрешено использовать в своих названиях слово "дзингу", что означает "святилище". Таким образом, японцы традиционно высоко чтили храм Катори, и по всей стране распространились более мелкие святилища, посвященные божеству Фуцунуси-но микото. Таких храмов ныне насчитывается около 2300, и они включают великие храмы Касуга в Наре и Сиогама в префектуре Мияги. Среди бугэйся существовал обычай совершать паломничество в храм Катори в поисках божественного вдохновления и помощи со стороны Фуцунуси-но микото для того, чтобы достичь большего мастерства в занятиях воинскими искусствами.

В каждом классическом додзё бугэй по всей Японии существуя обычай воздвигать синтоистский алтарь, посвященный божествам храмов Катори и Касима, которых они почитают как своих верховных богов и хранителей воинской доблести.

В период Мэйдзи (1868-1912) Катори-дзингу получало поддержку со стороны государства как храм первого класса и позже превратилось в одно из наиболее важных святилищ, в которых императорские чиновники собирались на религиозные церемонии в поддержку храмовых фестивалей, проводившихся с санкции императорского двора.

Даже в настоящее время 14 апреля каждого года с санкции императора в святилище Катори проходит ежегодное празднество. В этот день в храме выставляются специальные шесты со свисающими с них сложенными особым образом полосками бумаги, которые называются гохэй и являются подношением богам в Синтоизме, после чего объявляется о присутствии в святилище ками. Еще одно празднество, дзинко-сай, проходит в течение двух дней один раз в 12 лет в год Коня по древнему зодиаку. На этом грандиозном событии всегда присутствуют посланцы императора. Говорят, что прототипом этого праздника послужило паломничество Фуцунуси-но микото в восточные провинции. Этот ритуал очень сложен и проходит частью на земле, частью на воде. И все присутствующие соединяются духом в восхвалении деяний божества.

КАТОРИ СИНТО РЮ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю признана правительством Японии в качестве самой выдающейся воинской традиции Японии. В программу обучения этой школы входят иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом), бо-дзюцу (искусство боя длинным шестом), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой), дзю-дзюцу (искусство борьбы без оружия), со-дзюцу (искусство боя копьем), сюрикэн-дзюцу (искусство метания лезвий), нин-дзюцу (искусство шпионажа), сэн-дзюцу (тактика) и тикудзё-дзюцу (искусство фортификации). Однако обучение по программе этой школе выходит за рамки названных дисциплин и включает также такие предметы как астрономия и география, основанные на китайской философии Инь и Ян. Некоторые из самых секретных разделов учения о фехтовании мечом (гокухи-кэн) школы включают фудоти-симмё-кэн, цубамэ-гаэси и некоторые другие.

Даже сегодня школа продолжает следовать строгому обычаю, согласно которому кандидат на обучение в рю должен совершить кэппан - написать и подписать собственной кровью клятву неукоснительно следовать политике школы. Благодаря этому, Тэнсин Седэн Катори Синто-рю сумела сохранить изначальное учение школы, ее дух и технику, на протяжении своего почти шестисотлетнего существования точно в таком же виде, как оно было передано основателем рю Иидзасой Тёисаем Иэнао. Когда Мастер Индзаса Иэнао создал свою школу, он дал ей имя Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Однако Мастера последующих поколений зачастую изменяли это название: Синрё Синто-рю, Катори Синто-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю и т. д. В 1940 году 19-й патриарх школы и его наиболее выдающиеся последователи приняли решение официально утвердить в качестве названия рюха его изначальное имя - Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю.

В настоящее время семья Иидзаса проживая на расстоянии около 1 км к югу от храма Катори, где также расположен буддийский храм божеству Мариситэнсон (Маричи-дэва), которое с древних времен было воинским божеством и божеством-хранителем рода Иидзаса.

В начале каждого года в день Овцы по старинному зодиаку начинаеться новый сезон тренировок по Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В этот день все ученики и близкие собираются в додзё, чтобы вместе с семьей Иидзаса отпраздновать это событие. Они подносят патриарху 50 кусков соломенной веревки и 50 рисовых колобков, причем число 50 соответствует 50 наиболее выдающимся мастерам школы, включая и самого отца-основателя Господина Иэнао.

В апреле месяце 35 года периода Сева (1960) хзйхо школы Синто-рю было признано важнейшим культурным достоянием Японии, первым среди всех японских Будо.

ГЕНЕАЛОГИЯ ПАТРИАРХОВ ШКОЛЫ

В те времена, когда Индзаса Тёисай Иэнао основал Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, существовал обычай наследования титула патриарха школы старшим сыном в семье Иидзаса. Существовал также обычай, что школа никогда не должна служить ни одному даймё, вне зависимости от того, как много он был готов заплатить. В настоящее время почетным главой школы в двадцатом поколении является Индзаса Сюриносукэ Ясусада, а непрерывная генеалогия Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю выглядит следующим образом:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКИ ШКОЛЫ

Нет конца списку выдающихся мастеров фехтования на мечах, связанных с Тэнсин Сёден Катори Синто-рю. Такие фехтовальщики как Камиидзуми Исэ-но Ками Нобуцуна, основатель Синкагэ-рю, Цукахара Тоса-но Ками и Цукахара Бокудэн, являющиеся представителями линиии Касима Синдэн, Мацумото Бидзэн-но Ками и Мороока Иппасай являються лишь наиболее яркими примерами. Среди учеников Иидзасы Морицуны, четвёртого патриарха школы, был Такэнака Ханбэй Сигэхару, который прославился как наставник Тоётоми Хидэёси (1535-1598) в военной стратегии. Катакура Кодзюро Муранори и Куросава Гэнситиро были вассалами знаменитой семьи Датэ, а Накадаи Синтаро, Мацумото Наоитиро и Иба Гунбэй были вассалами сёгуна Токугава. Эти и другие имена возглавляют список наставников фехтования Тэнсин Сёден Катори Синто-рю ,служивших в разных частях Японии.

 

 

Hosted by uCoz